КАК СОЗДАВАЛИСЬ КАЗАХСТАНСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

 

1990 и 1991 годы были периодом , когда в стране продолжался начатый главой СССР и Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачевым курс по осуществлению планов так называемой перестройки. Как известно , это были своего рода революционные преобразования , осуществляемые на основе выработанного в средине 80-х годов стратегического курса на планомерное и всестороннее совершенствование социализма , преодоление изживших себя форм общественной организации и методов работы . Важнейшими направлениями перестройки были демократизация всех сторон жизни советского общества , в том числе расширение гласности , радикальная экономическая реформа ; во внешней политике - утверждение всеоблемющей системы международной безопасности , безъядерного , ненасильственного мира . Однако , к сожалению , попытки внесения в порядок существовавшей в то время государственной и идеологической системы положительных результатов не принесли . И в свзи с этим всем памятны последовавшие за горбачевской перестройкой неоднократные встречи руководители республик СССР , пытавшихся договориться о заключении Союзного договора , которые , в конечном счёте , привели к распаду СССР .

Все бывшие союзные республики объявили себя независимыми , самостоятельными государствами . Ксати, причина развала Советского Союза и неудач, провала перестроечных действий горбачевской команды хорошо и достаточно объективно раскрыты в книге Президента Казахстана Н.А. Назарбаева " На пороге XXI века".

А я заострю внимание читателей на чисто военных проблемах, которые встали перед нашей республикой после вышеназванных событий.

В1991 году я был депутатом республиканского Верховного Совета и исполнял обязанности Председателя комитета по делам ветеранов и военнослужащих Верховного Совета Казахстана. В августе, когда в Москве объявился так называемый ГКЧП , нас - членов Президиума ВС собрали в кабинете Асанбаева Ерика Магзумовича, Председателя Верховного Совета. Правда, мы ещё не знали, по какой причине нас вызвали. В скором времени прибыл Н.А. Назарбаев и рассказал о сложившейся в республике обстановке , о намерениях и планах ГКЧП.

Он , в частности, проинформировал нас о том, что гэкачеписты выходили с ним на связь, пытаясь заручиться его поддержкой в осуществлении своих целей. Понять их, естественно , было не трудно, ибо Назарбаев пользовался среди государственных и политических деятелей бывшего Советского Союза большой популярностью. К тому же они не могли не учитыавть того, что Казахстан является одним из крупнейших развитых в экономическом отношении регионов Союза , обладающим огромными природными сырьевыми и иными ресурсами.

После долгого обсуждения сложившейся политической обстановке в Советском Союзе , когда в стране фактически был отстранен от власти её Президент , члены Президиума ВС приняли решение: никакой поддержки ГКЧП со стороны Казахстана не оказыавть.

Мне поручили через командование 40-ой армии проанализировать положение в войсках и,то, как личный состав относится к происходящим событиям. Как выяснилось, в воинских коллективах жизнь шла в соответствии с намеченными планами отработки учебно-боевых задач. Попыток организовать где-либо несанкционированные митинги не зафиксировано.

Однако армейское руководство получило указание держать все соединения в и части в полной боевой готовности. Это являлось причиной некоторой нервозности в среде определенных кругов военных, но в основном военнослужаащие как командного, так и рядового состава придерживались мнения не поддаваться на провокационные призывы ГКЧПистов выступить против собственного народа.

Управление Вооруженными Силами Союза осуществлялось централизованно. Но в отдельных республиках уже приходили к выводу, что дислоцированные на их территории войска должны подчиняться правительствам регионов, многие республики отказывались направлять своих призывников за пределы собственных административных границ. После провала планов ГКЧП министром обороны СССР был назначен начальник Генерального Штаба генерал армии М. Моисеев.

Однако через несколько дней он, как участник разработки ввода войск в Москву для совершения военного переворота, был уволен. Новым министром стал Маршал авиации Шапошников Евгений Михайлович. До этого назначения он командовал ВВС Вооруженных Сил. В начале сентября в Министерстве обороны СССР в Москве состоялось совещание с участием представителей властнополитических структур союзных республик и командного состава, расквартированных на их территории армейских формирований. Казахстан на этом совещании было поручено представлять мне.

В своем докладе Е.М. Шапошников сделал сообщение о том, что отныне Министерство обороны будет представлять собой гражданское ведомство, возглавляемое министром обороны, в аппарат которого войдут его заместители, работники секретариата, делопроизводство, службы других направлений, а также (за исключением одного) комитеты,подчиненные лично ему, сформированные не из числа военнослужащих, а из сугубо штатских лиц. Далее Шапошников назвал основные комитеты: по военной политике, военной экономике, заказам военной техники, науке, правовой защищённости, ряд других. И на правах комитета, подчеркивал он, в Системе Министерства обороны будут находиться Вооруженные Силы, подчиненные министру , но руководить ими в процессе повседневной жизнидеятельности будет начальник Генерального штаба. Как он будет называться - председателем совета, председателем комитета или командующим ВС - это, по его словам, не имело большого значения, но предложенная им схема носила принципиальный характер. Маршал предложил сократить на первом этапе этого процесса количество видов ВС с пяти до четырех и , в частности, оставить в составе ВС стратегические силы сдерживания (основу их должны были составлять РВНС, плюс космичечкое пространство, космос в целом и система предупреждения о ракетной опасности ) ; наземной обороны (вместо Сухопутных войск) ; ВВС ; ВМФ. ПВО должна была частично уйти в стратегические силы сдерживания (в первый вид ВС) частично в Войска наземной обороны ( войсковая система ПВО) , а авиация ПВО перейдет в ВВС. В этом же комитете ВС предполагалось иметь ряд управлений .

В союзных республиках, по замыслу министра,должны быть также министерства - комитеты по оборонным вопросам, которые бы возглавлялись гражданскими людьми или военнослужащими. В их подчинении предполагалось ввести подкомитеты и комиссии примерно таких же названий, как и союзного министерства. При этом некоторых структур в этих министерствах могло и не быть, так как не в каждой республике есть военные заводы, другие компоненты военно-промышленного комплекса. Министр или Председатель комитета обороны, будет назначаться Президентом республики. В состав этого комитета предполагалось ввести воинские формирования типа национальной гвардии. Это - несколько тысяч человек для охраны правительственных учереждений и решения других внутренних проблем. В те же годы в республиках существовала , оставленная в наследство ещё от Милютина следующая схема расположения округов:

1. Белорусский округ

2. На территории одной республики - несколько военных округов (Украина, Россия)

3. Округа, занимавшие территорию нескольких республик (Закавказье, Прибалтика, Средняя Азия). Указав на это , Шапошников сказал : " Мне думается, что в этих условиях необходимо перейти к схеме: республика - округ, но не везде. Для России и Украины такая форма неприемлима из-за больших размеров территории.

Hosted by uCoz